Главное меню    К содержанию    

Глава 1    Глава 2    Заключение    Библиография    Фото Собора

Воспоминания о Поместном Соборе 1917-1918 гг. Введение

Введение

     Проблема Поместного Собора Русской церкви 1917-1918 гг. не потеряла своей актуальности в наши дни. Собор, первый после более чем двухсотлетнего перерыва, явился поворотным событием в церковной жизни. И хотя лишь немногие из его деяний были проведены в жизнь по причине изменения исторических условий, все же он продолжает считаться ключевым моментом церковной истории ХХ столетия. Проблема соборности вообще активно обсуждалась в церковных и общественных кругах последние десять лет, немало было написано и о Соборе 1917-1918 гг. Но это были лишь отдельные обращения к тем или иным аспектам деятельности Собора, вызванные проблемами устроения тех или иных сторон церковной жизни в новых условиях (проблема языка, календаря, патриаршества и т.п.).[1] В 1990-е гг. не "возникло" ни одного историка, который всерьез стал бы заниматься проблемой Церковного Собора 1917-18 гг. Редко выходили работы, посвященные конкретно Собору. Это были в основном статьи официального церковного историка, доцента Московской Духовной Академии протоиерея Владислава Цыпина. Этот исследователь равно обращался ко всем этапам истории Русской Православной Церкви в ХХ в., впоследствии объединив все работы по данным проблемам в монографии, посвященной 1917-1925 гг.[2], и в многотомной юбилейной серии "История Русской Церкви", изданной Правительством Москвы совместно с Патриархией.[3] Особенностью работ В. Цыпина является концентрация внимания только на основном ходе событий, автор не вдается в подробности, следствием чего явилась недостаточная разработанность источниковой базы в его исследованиях. Обращаясь к проблемам Собора 1917-1918 гг., Цыпин использует в основном опубликованные в 1918 г. Деяния Собора, представляющие собой расширенные протоколы.[4] Другие источники им используются в качестве иллюстративного материала, без проведения анализа. Но тем не менее, это единственный исследователь, которому удалось в общих чертах проследить работу Собора.

Святейший патриарх Тихон, председатель Собора

  Частично той же цели достиг в своей обобщающей монографии по истории РПЦ ХХ в. канадский исследователь Д.В. Поспеловский.[5] Использованная им источниковая база несколько отличается от той, с которой работал Цыпин: Поспеловский наряду с официальным изданием Деяний пользовался материалами фонда Поместного Собора, хранящегося в РГИА в Петербурге (это только часть фонда, основной фонд хранится в ГАРФе).

  Нам не удалось найти ни одной работы о Поместном Соборе, в которой бы автор использовал анализ материалов личного происхождения.

В. Цыпин всего лишь раз обращается к воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), которые будут рассмотрены в нашем докладе,для иллюстрации (не совсем полной) личного состава Собора. В других историографических работах такого анализа найти не удалось,если не считать отдельных статей[6] о проблемах церковного языка и богослужебного устава на Соборе, авторы которых цитируют воспоминания Евлогия. Можно также назвать доклад преподавателя Омского государственного университета Бычкова С.П., который излагает основные аспекты воспоминаний о Соборе митрополита Вениамина (Федченкова), которые также взяты нами для сравнительного анализа, но дальше констатации ценности этого материала не идет[7], ограничиваясь кратким пересказом повествования митрополита Вениамина о Соборе.

  Вообще источниковедение церковной истории новейшего времени развито слабо. Это в большей степени относится к материалам личного происхождения, принадлежащим церковным деятелям этого периода. Исходя из этого, цель нашей работы состоит в том, чтобы предпринять попытку сравнительного источниковедческого анализа воспоминаний лиц, бывших участниками Собора 1917-1918 гг.

  Многие участники Собора оставили материалы о нем[8]. Нами были выбраны для анализа самые "популярные" в современной церковной среде воспоминания митрополитов Евлогия и Вениамина по той причине, что написаны, если проанализировать в разных условиях. В то же время, на Соборе Вениамин и Евлогий были представителями различных слоев духовенства: если Евлогий был архиереем, то Вениамин - архимандритом.

  Данные источники личного происхождения сравнивались не только между собой, но по ходу анализа происходило обращение к опубликованным Деяниям Собора, о которых говорилось выше, и к некоторым историографическим оценкам.

   В качестве методического пособия при написании данного доклада использовалась работа коллектива преподавателей РГГУ "Источниковедение"[9].

   По своей структуре данный доклад состоит из двух глав. В первой будет произведен сравнительный анализ происхождения источников, а во второй - содержания.

Далее

   ______________________________________________________________________________________

   [1] Напр.: Священник Константин Буфеев. Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви ХХ века// Благодатный огонь: Приложение к журналу "Москва". М., 2001. Вып. 6.; Георгий Коробьин Прения о языке Богослужения на Поместном Соборе 1917-18 гг. // Там же.; А.Г.Кравецкий. Календарно-богослужебная комиссия. - Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова Вып. 2, М., 1996 и др.

   [2] Цыпин В.А., прот. Русская Церковь: 1917-1925. М.,1996. 336 с.

   [3] Он же. История Русской Церкви: 1917-1997. М., 1997. Кн. 9.

   [4] Священный Собор Православной Российской церкви. Деяния. М.; Пг., 1918. Т. 1-10.

   [5] Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. М., 1995. 511 с.

   [6] Некоторые из них были названы выше.

   [7] Бычков С.П. Воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова) как источник по изучению Всероссийского Поместного собора Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.)// Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения в вузовском курсе отечественной истории: Тезисы докладов, сообщений Третьей региональной научно-методической конференции/ Под ред. А.П. Толочко. Омск: Омский университет, 1997. С. 124-126.

   [8] Напр.: Карташев А.В. Временное правительство и Русская церковь// Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в ХХ столетии: Сб. М., 1995.С. 9-27.; Голубцов Г., прот. Поездка на Всероссийский Церковный собор: Дневник// Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.): Сб. М., 1995. С. 121-269.

   [9] Источниковедение: Теория, история, метод. Источники российской истории: Учеб. Пособие/ И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: РГГУ, 1998. 702 с.

Далее

Сайт управляется системой uCoz